Модель конкурентоспособного специалиста
Кем быть? Это простой и одновременно самый сложный вопрос неизбежно встаёт перед каждым молодым человеком на его жизненном пути. Непросто делать шаг из области романтических мечтаний в реальный мир жизненной прозы, почувствовать под ногами вместо зыбкой почвы иллюзий и грёз тернистый трудовой путь. Залогом успешной трудовой деятельности является правильный выбор профессии, которая нередко сопровождает человека на протяжении всей жизни, придаёт устойчивость его планам и интересам.
Поскольку рабочая сила является реальным товаром на рынке труда, естественным является принцип конкуренции, основная цель которого – соответствие товара спросу.
Комплекс конкурентоспособности состоит из трех групп элементов: технических, экономических и социально – организационных. Рассматривая эти элементы применительно к будущему специалисту, получаем следующие параметры:
Технические – специальность и специализация, объем освоенной программы в часах, соответствие государственному стандарту, сферы и границы использования полученной специальности, полученный документ.
Экономические – затраты на подготовку специалиста с учетом всех расходов.
Социально - организационные – учет социальной структуры работодателей, национальных и региональных особенностей организации производства.
Учет этих элементов позволит повысить конкурентоспособность выпускника на рынке труда. Необходимо помнить что, конкурентоспособный специалист – это не только продукт производства учебного заведения, но и личность обладающая определенными качествами.
Конкурентоспособность – это комплексное свойство, имеющее свои ресурсы, здоровье, возраст, внешность, способности, талант, уровень интеллекта, запас энергии и нравственные аспекты (иерархия ценностей, система верований, наличие запретов и личных ограничений). Основные ее составляющие – профессионализм, психологическая готовность к участию в конкуренции и социальные особенности ( история страны, политический строй).
Когда речь идет о конкурентоспособности личности, то имеется в виду не столько высокое качество результатов ее деятельности, но и ее способность выстоять и победить в конкурентной борьбе.
Конкурентоспособны специалист – это специалист, способный достигать поставленные цели в разных быстро меняющихся ситуациях за счет владения методами решения большого класса профессиональных задач и наличия определенных личностных качеств.
В учреждениях начального профессионального образования идет подготовка специалистов с учётом развивающейся экономики и требованиями рынка труда.
В современных условиях, когда выпускникам приходится сталкиваться с конкуренцией на рынке труда, всё более актуальным становится повышение уровня их профессиональной компетентности, обеспечивающей качественное выполнение профессиональных обязанностей на основе сформированных в процессе обучения знаний, умений и навыков. Подготовка конкурентоспособного специалиста предполагает не только получение качественного образования, но и воспитание у него самостоятельности, инициативности как формы выражения своих профессиональных потребностей.
В процессе обучения важно не только развивать способности, но и ориентироваться на личностное развитие, формировать профессиональную культуру, наиболее значимые общечеловеческие, социально- личностные качества и свойства, которые являются гарантией успешного трудоустройства и в процессе трудовой деятельности, освоения новых производственных технологий позволяет динамично изменять освоенную специальность.
Востребованность выпускников УНПО на рынке труда зависит от следующих факторов: потребностей рынка труда; задатков, способностей и личностных качеств, мотивированных на выполнение конкретной профессиональной деятельности; сформированности профессиональных знаний и умений. Оптимальное сочетание профессионализма и универсализма может обеспечить личности и будущему специалисту конкурентоспособность на рынке труда. Когда речь идёт о конкурентоспособности личности, то имеется в виду не столько высокое качество результатов её деятельности, но и её способность выстоять и победить в конкурентной борьбе.
Среди множества качеств, которые определяют конкурентоспособность личности, выделяются десять стержневых и приоритетных:
- чёткость целей и ценностных ориентаций;
- трудолюбие,
- творческое отношение к делу;
- способность к риску;
- независимость;
- способность быть лидером;
- стремление к непрерывному саморазвитию;
- стрессоустойчивость;
- стремление к непрерывному профессиональному росту,
- к высокому качеству конечного продукта своего труда.
Конкурентоспособную личность, в которой нуждается современный рынок, можно сформировать только в соответствующей среде, окружающей будущего специалиста.
При организации образовательного процесса в ГОУ СПО Эльхотовский аграрный техникум особе значение придаётся компетентности преподавателей и мастеров п/о, их умению грамотно осуществлять диагностику и коррекцию учебного процесса. Обучение профессии и формирование обучающихся как социально активных личностей - вот основные задачи нашего педагогического коллектива. Наши педагоги постоянно совершенствуют своё профессиональное мастерство, формы и методы воздействия на учащихся, чтобы стимулировать их интерес к обучению, саморазвитию, самоконтролю учебной деятельности.
Эффективность учебной и воспитательной работы в ГОУ СПО Эльхотовский аграрный техникум обеспечивается следующими факторами:
- высококвалифицированным педагогическим коллективом,
- комплексным методическим сопровождением образовательного процесса;
- современной учебной и материально – технической базой (компьютеры, видео- и аудиоаппаратура);
- созданием условий для качественной общеобразовательной и профессиональной подготовки;
- позитивными отношениями обучающихся с преподавателями и мастерами п.о.;
- морально – психологическим климатом в ученическом и педагогическом коллективах;
- системой работы во внеурочное время (кружки предметные и по интересам, спортивные секции, лектории);
- побудительными и стимулирующими мерами со стороны руководства (поощрения, награды);
- правилами внутреннего распорядка и уставными требованиями к обучающимся.
Но без интеграции профессионального образования и производства, привлечения дополнительных средств, организации платных, в том числе образовательных, услуг населению, развития договорных отношений с предприятиями и организациями – потенциальными заказчиками наших кадров – было бы сложно и практически невозможно обеспечить создание модели конкурентоспособного специалиста.
Получив возможность выпускать специалистов с начальным и средним профессиональным образованием, мы решаем проблему системы – для кого готовить и кто поможет выпускать квалифицированные кадры. Мы решаем её через заключение договоров с предприятиями о социальном партнёрстве. Эффективность подобных договоров упирается в отсутствие закона, который бы регламентировал экономическую заинтересованность предприятий в сотрудничестве с учреждениями профессионального образования.
Сегодня предприятие, подписавшее договор о сотрудничестве, оказывается в проигрыше, несёт различные издержки: практиканты отвлекают квалифицированных работников от выполнения своих прямых обязанностей; приходится выделять средства на ремонт оборудования и оснащение учебных мастерских, проведение конкурсов профессионального мастерства.
Специалисты предприятий привлекаются в итоговую аттестационную комиссию техникума для оценки качества профессиональной подготовки выпускников, его соответствия требованиям современного производства и могут решить проблему обновления предприятия квалифицированными кадрами. Специалист, способный достигать поставленные цели в разных, быстро меняющихся ситуациях за счёт владения методами решения большого класса профессиональных задач и наличия определённых личностных качеств, решает сложившуюся ситуацию с трудоустройством молодёжи.
Сегодняшние выпускники профессионального образования в процессе учёбы получают достаточно знаний и навыков, но проблема заключается в отсутствии связи между рынком образования и рынком труда. Усилившиеся за последнее время проблемы с трудоустройством молодёжи привели к нерешительности в выборе профессии. По результатам опроса, проведённом среди выпускников техникума, наличие у себя уверенности решить проблему трудоустройства на селе отметили 45,9% обучающихся; на отсутствие такой уверенности указали 31,5%, затруднились с ответом 22,6%.
О своем профессиональном выборе не сожалеют 35% обучающихся; сожалеют в виду того, что обучение не оправдывает их ожиданий в содержании будущего труда,-25,85%.
Результаты анкетирования показали, что жизненные ценности ребят в профессиональной сфере неустойчивы и не связаны с жизненными реалиями, которые им представляются недостаточно чётко.
Таким образом, только обоснованность профессионального выбора является необходимой составляющей конкурентоспособности специалиста.
Обоснованный выбор профессии является необходимым результатом профориентационного воздействия на личностные качества и возможен при трёх основных показателях.
1.Обучающийся должен иметь представление о содержании и условиях труда, возможных трудностях в достижении поставленных целей, требованиях профессии к человеку и своих возможностях; участии в практической деятельности с целью приобретения опыта.
2.Определив для себя пути приобретения профессии, способы преодоления возможных трудностей, он должен уметь соотнести требования профессии и свои возможности; участвовать в практической деятельности с целью приобретения опыта.
3.Неоходима уверенность в социальной значимости профессии, стремление к достижению высоких результатов и устойчивое эмоционально положительное отношение к себе как к субъекту профессиональной деятельности.
Результаты социологических исследований показывают, что хотя современная молодёжь имеет в большинстве своём высокую самооценку и стремится к высоким результатам, она не представляет себе чётко требований профессии, соответствия ей своих возможностей и умений, а также спроса на рынке труда.
И, тем не менее, за последние годы стала очевидна смена ценностных ориентаций молодёжи в профессиональной сфере. По результатам анкетирования установлено следующее. При выборе профессии обучающиеся руководствовались такими мотивами:
-устойчивый личностный интерес к профессии- 55,75% обучающихся;
- традиции семьи- 8,75%;
- престиж профессии на рынке труда района- 10,85%;
-престиж профессии на рынке труда более широкого, чем районный, масштаба- 0,25%;
- случайный выбор стал основой получения профессии для 18,45%.
Все перечисленные условия являются важными, но недостаточными для формирования конкурентоспособной личности профессионала.
Современная молодёжь получает достаточно теоретических знаний и навыков. Она адаптирована к современным ценностям. Однако молодёжи свойственна эмоциональность и идеализм, что соответствует возрастной норме, но является качеством, снижающим конкурентоспособность.
Поэтому, и обучение, и воспитание, рассматриваемые как единый процесс, должны быть направлены на развитие у обучающихся коммуникативной культуры, потребности в труде и профессиональной деятельности; приобретение ими ценностных ориентаций, сочетающихся с интересами общества.